Хотя видеокарты Arc первой волны со временем нашли ценовую нишу, адекватную своим характеристикам, а к их производству подключился ряд новых вендоров, нельзя не признать, что с технической и, главное, репутационной точки зрения экспедиция Intel на рынок десктопной графики обернулась провалом. Самой архитектуре Xe в той или иной форме гарантирована площадь на кристалле интеловских SoC, а вот над перспективами самостоятельных GPU повис большой знак вопроса.
Однако серия дискретных ускорителей Intel все-таки дошла до второго пункта рабочей карты под кодовым названием Battlemage. По слухам, это финальная попытка, и, если чипы Arc снова обманут ожидания, компания больше не будет переводить на них песок. Однако вы уже наверняка знаете, что теперь у Intel все получилось, а мы покажем, почему Arc B580 — лучшее решение средней категории по соотношению цена/производительность.
⇡#Архитектура Intel Xe2 и графический процессор BMG-G21
Новую итерацию логики Xe, которая ранее дебютировала в составе низковаттных мобильных SoC семейства Lunar Lake, без принципиальных изменений масштабировали до дискретного GPU. Intel даже устранила формальное разделение архитектуры на ветки LPG и HPG — интегрированную и дискретную, — а вот название Battlemage относится именно к дискретным чипам.
Впрочем, Intel пока производит лишь один dGPU нового поколения — BMG-G21. Судя по номеру, да и количественным характеристикам, в гипотетической серии Battlemage это кристалл второго эшелона, но столь же массивный, как младшие чипы NVIDIA. BMG-G21 производится на мощностях тайваньской TSMC по норме N5 (этот техпроцесс использует AMD для выпуска чиплетов GCD в старших процессорах Navi) и содержит 19,6 млрд. транзисторов.
Исполнительные ресурсы BMG-G21 включают 2 560 FP32-совместимых шейдерных ALU, 160 блоков наложения текстур и 80 ROP против формулы 4 096/256/128 у ACM-G10 — старшей модели серии Alchemist. Однако BMG-G21 претендует как минимум на такую же игровую производительность благодаря всесторонней модернизации архитектуры.
Производитель | Intel | ||||
---|---|---|---|---|---|
Название | ACM-G11 | ACM-G12 | ACM-G10 | BMG-G21 | |
Где используется |
Arc A310; Arc A380 |
Arc A530M; Arc A570M |
Arc A580; Arc A750; Arc A770 |
Arc B570; Arc B580 |
|
Микроархитектура | Xe-HPG | Xe-HPG | Xe-HPG | Xe2 | |
Техпроцесс, нм | TSMC N6 | TSMC N6 | TSMC N6 | TSMC N5 | |
Число транзисторов, млрд | 7,2 | 11,5 | 21,7 | 19,6 | |
Площадь чипа, мм2 | 157 | 269 | 406 | 272 | |
Число Xe-Core/Render Slice | |||||
Xe-Core | 8 | 16 | 32 | 20 | |
Render Slice | 2 | 4 | 8 | 5 | |
Конфигурация Xe-Core | |||||
Векторые ALU FP32 | 16 × 8 | 16 × 8 | 16 × 8 | 8 × 16 | |
Векторые ALU INT32 | 16 × 8 | 16 × 8 | 16 × 8 | 8 × 16 | |
Векторые ALU FP64 | 16 × 1 | 16 × 1 | 16 × 1 | 8 × 2 | |
ALU специального назначения (SFU) | 16 × 2 | 16 × 2 | 16 × 2 | 8 × 4 | |
XMX | 16 × 1 | 16 × 1 | 16 × 1 | 8 × 1 | |
RT-ядра | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Блоки наложения текстур (TMU) | 8 | 8 | 8 | 8 | |
Объем регистрового файла, Кбайт | Н/И | Н/И | Н/И | Н/И | |
Объем кеша L1/разделяемой памяти, Кбайт | 192 | 192 | 192 | 256 | |
Вычислительные блоки GPU | |||||
Векторные ALU (FP32) | 1 024 | 2 048 | 4 096 | 2 560 | |
XMX | 128 | 256 | 512 | 160 | |
RT-блоки | 8 | 16 | 32 | 20 | |
Блоки наложения текстур (TMU) | 64 | 128 | 256 | 160 | |
Блоки операций растеризации (ROP) | 32 | 64 | 128 | 80 | |
Конфигурация памяти | |||||
Объем кеша L2, Мбайт | 4 | 12 | 16 | 18 | |
Разрядность шины RAM, бит | 96 | 128 | 256 | 192 | |
Тип микросхем RAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | |
Интерфейс PCI Express | 4.0 x8 | 4.0 x8 | 4.0 x16 | 4.0 x8 |
Работа над ошибками началась с аппаратной поддержки важных функций графических API. Речь идет о командах непрямого исполнения, которые позволяют заменить одним вызовом множество отдельных вызовов на отрисовку. Теперь Intel не стесняется признать, что графике Xe первого поколения приходилось эмулировать их на уровне драйвера, что стало одной из причин широких колебаний производительности от игры к игре.
Логика Xe2 сохранила прежнюю высокоуровневую структуру. Крупнейший масштабируемый компонент GPU, Render Slice, содержит всю исполнительную часть конвейера рендеринга: логику фиксированной функциональности (TMU, ROP, растеризатор, блоки трассировки лучей), геометрический движок и ряд Xe-ядер, которые стали следующей целью реформы.
Xe-ядро больше всего напоминает потоковый мультипроцессор (SM) в терминологии NVIDIA и разделено на несколько секций (Xe Vector Engines) ALU различного назначения. Векторые движки прежде были связаны попарно под управлением общего диспетчера команд, но Intel ушла от этой организации путем укрупнения всех SIMD. Графика Xe2 оперирует нативными группами в 16 потоков вместо 8, а контрольная логика стала проще без существенных штрафов в реалистичных условиях эксплуатации. Чипы NVIDIA работают с еще более крупными группами по 32 потока, а AMD — и вовсе вплоть до 64.
XMX — плотных массивов ALU для обработки данных нейросетями — внутри Xe-ядра также стало вдвое меньше, но и быстродействие каждого удвоилось. В целом Xe-ядро развивает такую же пропускную способность тензорных операций, как SM процессоров Ada Lovelace и вдвое больше, чем CU архитектуры RDNA 3. Наконец, кеш первого уровня, принадлежащий Xe-ядру, был увеличен со 192 до 256 Кбайт.
Векторный движок способен одновременно загрузить XMX и два типа независимых SIMD — вещественночисленный и целочисленный (либо SIMD тригонометрических функций), — чем не могут похвастаться аналогичные компоненты NVIDIA и AMD. Вычисления половинной точности происходят в удвоенном темпе, а FP64 — на скорости 1/16 по сравнению с FP32.
При многих сценариях нагрузки, отличных от чистых FP32-расчетов, Xe-ядро и раньше опережало по табличной пропускной способности «зеленый» SM и «красный» CU, но теперь практика должна приблизиться к теории: Intel обещает, что быстродействие GPU в пересчете на количество Xe-ядер возросло на 70 %.
Логика фиксированной функциональности также претерпела ряд точечных, но важных изменений. Среди них выделим усиленные блоки рейтрейсинга: каждый из них за один такт находит 18 пересечений луча с боксом BVH и 2 пересечения с полигоном (в 1,5 и 2 раза больше, чем раньше). Для сравнения, Ray Accelerator в RDNA 3 выполняет либо четыре операции первого типа, либо одну второго (не говоря уже о том, что навигация в структуре BVH осуществляется программно на шейдерных ALU). RT-блок процессоров Ada Lovelace также способен обнаруживать два пересечения луча с полигоном и одновременно — определенное число пересечений с боксом BVH, которое NVIDIA не раскрывает.
Контроллер дисплея в BMG-G21 работает с последними версиями интерфейсов вывода изображения: HDMI 2.1 и Display Port 2.1 со скоростью UHBR 13.5 (то есть 13,5 Гбит/с на линию). Мультимедийный ASIC не только прибавил в производительности, но, в отличие от существующих решений NVIDIA и AMD, выполняет аппаратное кодирование стандарта VP9, HEVC с субдискретизацией 4:2:2 и 10-битным цветом и поддерживает опцию SCC (Screen Content Coding) в AV1, предназначенную для обработки видео с массой текста и графическим интерфейсом ПО.
Наконец, новыми функциями пополнился программный стек Intel Arc. Технология XeSS теперь выполняет не только масштабирование, но и генерацию кадров на основе векторов движения и оптического потока. Но последняя, в отличие от базового апскейлинга, работает только на интеловской графике с XMX-блоками (включая старые чипы Alchemist и iGPU процессоров Lunar Lake).
⇡#Технические характеристики, цены
Intel представила две дискретные видеокарты на чипе BMG-G21. Старшая модель, Arc B580, получила полностью функциональный GPU с 2 560 вещественночисленными ALU стандартной точности, 192-битной шиной VRAM и объемом видеопамяти 12 Гбайт. В свою очередь, графический процессор Arc B570 лишился двух Xe-ядер, что означает 256 основных ALU, шина VRAM была урезана до 160 бит, а объем — до 10 Гбайт. Оба ускорителя комплектуются чипами GDDR6 с пропускной способностью 19 Гбит/с на контакт шины. Их TBP равно 190 и 150 Вт соответственно.
Как и раньше, интеловская графика требует, чтобы материнская плата и центральный процессор поддерживали Resizable BAR и испытывает катастрофическое падение быстродействия в старых системах, лишенных этой функции.
Целевая тактовая частота GPU у Arc B580 и Arc B570 выше, чем у интеловских моделей прошлого поколения (особенно Arc A580) — 2,67 и 2,5 ГГц соответственно. Благодаря этому теоретическая производительность Arc B580 увеличилась на 31 % по сравнению с Arc A580, а вот Arc A770 за счет огромного массива ALU превосходит новинку на целых 44 %. Но пусть Arc A580 не является флагманским решением и формальной заменой Arc A770, Intel обещает, что в играх новинка на 24 % быстрее, чем Arc A750, а значит должна опережать и Arc A770.
Рекомендованная стоимость Arc B580 составляет $249, а это заявка на принципиально лучшее соотношение цены и игрового быстродействия, чем у всех конкурирующих видеокарт средней категории — Radeon RX 7600 (XT), GeForce RTX 4060 и RTX 4060 Ti с 8 либо 16 Гбайт VRAM. Правда вскоре после релиза запасы Arc B580 на зарубежных торговых площадках почти закончились, а оставшиеся образцы стоят не меньше $341. Младшая модель на днях поступила в продажу с MSRP $219 — ей мы уделим внимание в одном из ближайших обзоров.
Производитель | Intel | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Arc A580 | Arc A750 | Arc A770 (8 Гбайт) | Arc A770 (16 Гбайт) | Arc B570 | Arc B580 |
Графический процессор | ||||||
Название | ACM-G10 | ACM-G10 | ACM-G10 | ACM-G10 | BMG-G21 | BMG-G21 |
Микроархитектура | Xe2 | Xe2 | Xe2 | Xe2 | Xe2 | Xe2 |
Техпроцесс | TSMC N6 | TSMC N6 | TSMC N6 | TSMC N6 | TSMC N5 | TSMC N5 |
Число транзисторов, млрд | 21,7 | 21,7 | 21,7 | 21,7 | 19,6 | 19,6 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1 700/1 700 | 2 050/2 400 | 2 100/2 400 | 2 100/2 400 | 1 700/2 500 | 1 700/2 670 |
Шейдерные ALU (FP32) | 3 072 | 3 584 | 4 096 | 4 096 | 2 304 | 2 560 |
Блоки наложения текстур (TMU) | 192 | 224 | 256 | 256 | 144 | 160 |
Блоки операций растеризации (ROP) | 96 | 112 | 128 | 128 | 72 | 80 |
Блоки XMX | 384 | 448 | 512 | 512 | 144 | 160 |
RT-блоки | 24 | 28 | 32 | 32 | 18 | 20 |
Объем кеша L2, Мбайт | 8 | 12 | 16 | 16 | 10 | 12 |
Оперативная память | ||||||
Разрядность шины, бит | 256 | 256 | 256 | 256 | 160 | 192 |
Тип микросхем | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM | GDDR6 SGRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) | 2 000 (16 000) | 2 000 (16 000) | 2 000 (16 000) | 2 188 (17 500) | 2 375 (19 000) | 2 375 (19 000) |
Объем, Гбайт | 8 | 8 | 8 | 16 | 10 | 12 |
Шина ввода/вывода | PCI Express 4.0 x16 | PCI Express 4.0 x16 | PCI Express 4.0 x16 | PCI Express 4.0 x16 | PCI Express 4.0 x8 | PCI Express 4.0 x8 |
Производительность | ||||||
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) | 10 445 | 17 203 | 19 661 | 19 661 | 11 520 | 13 670 |
Производительность FP64/FP32 | 1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 |
Производительность FP16/FP32 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 | 2/1 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с | 512 | 512 | 512 | 560 | 380 | 456 |
Вывод изображения | ||||||
Интерфейсы вывода изображения | DisplayPort 2.0, HDMI 2.0b (2.1) | DisplayPort 2.0, HDMI 2.0b (2.1) | DisplayPort 2.0, HDMI 2.0b (2.1) | DisplayPort 2.0, HDMI 2.0b (2.1) | DisplayPort 2.1, HDMI 2.1 | DisplayPort 2.1, HDMI 2.1 |
TBP/TDP, Вт | 175 | 225 | 225 | 225 | 150 | 190 |
Розничная цена (США, без налога), $ | 179 (рекоменд. в момент выхода) | 289 (рекоменд. в момент выхода); 249 (обновленная) | 329 (рекоменд. в момент выхода) | 349 (рекоменд. в момент выхода) | 219 (рекоменд. в момент выхода) | 249 (рекоменд. в момент выхода) |
Arc B580 уже доступна и в нашей рознице, но в основном по заказу из-за рубежа с оплатой таможенной пошлины, а со склада в России — за суммы от 42 050 руб., что близко к минимальной стоимости GeForce RTX 4060 и Radeon RX 7600 XT.
С первого дня Arc B580 представлена рядом партнерских устройств, а также референсной версией под маркой Limited Edition, которую нам и предстоит испытать в бенчмарках.
⇡#Конструкция
Arc B580 Limited Edition представляет собой компактное устройство длиной 285 и высотой 128 мм (с монтажной пластиной). Видеокарта занимает ровно два слота расширения в корпусе ПК. Кожух системы охлаждения и бэкплейт покрыты материалом с глубоко матовой и мягкой на ощупь поверхностью. Единственным элементом LED-подсветки является скромный логотип Intel Arc.
Размерами и лаконичной стилистикой Arc B580 очень похожа на фирменные версии Arc A750 и A770, но есть ключевое отличие: в защитной пластине на обратной стороне печатной платы прорезали большое окно. Мы также были рады обнаружить, что бэкплейт больше не приклеен к месту, как сделано в референсных моделях прошлого поколения.
Система охлаждения состоит из двух вентиляторов с диаметром крыльчатки 86 мм и двухсекционного радиатора, пронизанного четырьмя термотрубкми. Сквозной продув части радиатора и относительно небольшая мощность устройства позволили использовать обычный медный брусок вместо испарительной камеры. Силовые каскады VRM прижаты через термопрокладки либо напрямую к радиатору, либо, вместе с чипами VRAM, к пластине, окружающей теплосъемник GPU. Массивная алюминиевая рама обеспечивает жесткость всего пирога видеокарты.
Кривая вращения вентиляторов, зашитая в BIOS, допускает пассивное охлаждение при низкой нагрузке на GPU, но даже на открытом тестовом стенде в прохладной комнате вентиляторы чаще вращаются, чем простаивают.
Бэкплейт сделан из пластика, поэтому он выполняет только защитную функцию и не способствует охлаждению PCB.
⇡#Печатная плата
Видеокарта Limited Edition собрана на укороченной печатной плате с восьмиконтактным разъемом питания старого образца. Система питания ядра GPU включает лишь шесть фаз под управлением ШИМ-контроллера Alpha & Omega AOZ71137QI, но каждая фаза представлена мощной транзисторной сборкой AOZ5517QI с номинальным током 60 А. В свою очередь, отдельные линии чипа AOZ71026QI заведуют двухфазными регуляторами напряжения, которые укомплектованы 30-амперными силовыми каскадами AOZ5507QI. Они осуществляют питание контроллеров VRAM и самих микросхем GDDR6.
Маркировка K4ZAF325BC-SC20 говорит о том, что чипы видеопамяти Samsung рассчитаны на скорость передачи данных 20 Гбит/с, которую Arc B580 не использует полностью.
В отличие от серии Alchemist, графические процессоры Battlemage нативно поддерживают вывод изображения по интерфейсу HDMI 2.1, а значит для этого им не требуется дискретный преобразователь сигнала.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Тестовый стенд | |
---|---|
CPU | AMD Ryzen 9 7950X3D (PBO +150 МГц, CU -20) |
Материнская плата | ASUS ROG Crosshair X670E Hero |
Оперативная память | G.Skill Trident Z5 Neo RGB (F5-6000J3040G32GX2-TZ5NR), 2 × 32 Гбайт (6200 МТ/с, CL30) |
ПЗУ | Solidigm P44 Pro, 2 Тбайт |
Блок питания | Corsair AX1600i, 1600 Вт |
Система охлаждения CPU | Кастомная СЖО (EK-Quantum Velocity² DDC 4.2 PWM D-RGB + EK-Quantum Surface X280M) |
Корпус | Открытый стенд |
Операционная система | Windows 11 Pro |
ПО для GPU AMD | |
Все видеокарты | AMD Software Adrenalin Edition 24.12.1 |
ПО для GPU Intel | |
Все видеокарты | Intel Game On Driver 32.0.101.6256 |
ПО для GPU NVIDIA | |
Все видеокарты | NVIDIA GeForce Game Ready Driver 566.36 |
Игры без трассировки лучей | |||
---|---|---|---|
Игра | API | Метод тестирования | Настройки графики |
Alan Wake 2 | DirectX 12 | OCAT, локация Bright Falls | Макс. качество графики |
Black Myth: Wukong | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Cyberpunk 2077 | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
F1 23 | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк, трасса Monaco | Макс. качество графики |
Hogwarts Legacy | DirectX 12 | OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts | Макс. качество графики |
Horizon Zero Dawn Remastered | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Metro Exodus | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики; Shading Rate: 100% |
Red Dead Redemption 2 | Vulkan | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Returnal | DirectX 12 | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики |
Total War: WARHAMMER III | DirectX 11 | Встроенный бенчмарк (Mirrors of Madness Benchmark) | Макс. качество графики |
Игры с трассировкой лучей | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Игра | API | Метод тестирования | Настройки графики | Масштабирование кадров | ||
AMD | Intel | NVIDIA | ||||
Alan Wake 2 | DirectX 12 | OCAT, локация Bright Falls | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced | FSR Balanced | DLSS Balanced/DLSS Balanced + Frame Generation + Ray Reconstruction |
Black Myth: Wukong | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced/DLSS Balanced + Frame Generation | |
Cyberpunk 2077 | Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) | Макс. качество графики и трассировки лучей (Path Tracing) | FSR Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced/DLSS Balanced + Frame Generation + Ray Reconstruction | |
F1 23 | Встроенный бенчмарк, трасса Monaco | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced | XeSS Balanced | DLSS Balanced | |
Hogwarts Legacy | OCAT, поездка на тележке в Path to Hogwarts | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced | XeSS Balanced | DLSS Balanced/DLSS Balanced + Frame Generation | |
Metro Exodus Enchanced Edition | Встроенный бенчмарк | Макс. качество графики и трассировки лучей | Н/Д | Н/Д | DLSS Balanced | |
Returnal | Встроенный бенчмарк (OCAT для генерации кадров) | Макс. качество графики и трассировки лучей | FSR Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | XeSS Balanced/FSR Balanced + Frame Generation | DLSS Balanced/DLSS Balanced + Frame Generation |
В большинстве игр показатели средней и минимальной (мы указываем 1-й процентиль распределения) кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров или мгновенного фреймрейта, полученного с помощью встроенного бенчмарка. Исключением являются игры, не имеющие встроенного бенчмарка, и тесты с применением генерации кадров: в этих случаях для захвата межкадровых интервалов мы используем программу OCAT.
Рабочие приложения | |||||
---|---|---|---|---|---|
Приложение | Настройки | API | |||
AMD | Intel | NVIDIA | |||
Adobe Premiere Pro 23.x | PugetBench for Premiere Pro 0.98.0 (состав тестов по ссылке) | Extended Benchmark (4K + 8K) | OpenCL | OpenCL | CUDA |
Blender 4.x | Демо Agent 327 Barbershop с сайта Blender | Рендерер Cycles | HIP/HIP RT | oneAPI/oneAPI (Embree on GPU) | CUDA/OptiX |
Blackmagic Design DaVinci Resolve Studio 18.x | Puget Systems DaVinci Resolve Studio Benchmark 0.93.1 (состав тестов по ссылке) | Extended Benchmark (4K + 8K); Use GPU for RED R3D: Debayer | OpenCL | OpenCL | CUDA |
SPECviewperf 2020 v3.1 | Разрешение экрана: 3840 × 2160 |
Кодирование/декодирование видео (ffmpeg 5.x) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Задача | Настройки | API | |||||
AMD | Intel | NVIDIA | AMD | Intel | NVIDIA | ||
Декодирование | H.264 | 1920 × 1080 (High Profile, L4.1); 3840 × 2160 (High Profile, L5.1) | D3D11VA | ||||
HEVC | 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0); 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0); 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0) | ||||||
VP9 | 1920 × 1080; 3840 × 2160; 7680 × 4320 | ||||||
AV1 | |||||||
Кодирование H.264 (YUV 4:2:2) | 1920 × 1080 | -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 3M | -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 4.1 -b:v 3M | -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 3M | AMF | oneVPL | NVENC |
3840 × 2160 | -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M | -c:v h264_qsv -preset veryfast -profile:v main -level 5.1 -b:v 7.5M | -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -refs 1 -b:v 7.5M | ||||
Кодирование HEVC (YUV 4:2:2) | 1920 × 1080 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M | -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 3M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M | |||
3840 × 2160 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M | -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 7.5M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M | ||||
7680 × 4320 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M | -c:v hevc_qsv -preset veryfast -tier main -b:v 20M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M | ||||
Кодирование AV1 (YUV 4:2:2) | 1920 × 1080 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 3M | -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 3M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 3M | |||
3840 × 2160 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 7.5M | -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 7.5M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 7.5M | ||||
7680 × 4320 | -c:v hevc_amf -quality speed -b:v 20M | -c:v av1_qsv -preset veryfast -profile main -b:v 20M | -c:v hevc_nvenc -preset fast -b:v 20M |
Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Cyberpunk 2077 при разрешении 3840 × 2160 и максимальных параметрах качества графики (без трассировки лучей), а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- Intel Arc B580 Limited Edition (1700/2670 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт);
- AMD Radeon RX 7600 XT (2029/2810 МГц, 18 Гбит/с, 16 Гбайт);
- AMD Radeon RX 7700 XT (1700/2544 МГц, 18 Гбит/с, 12 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 4060 (1830/2460 МГц, 17 Гбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti (2310/2550 МГц, 18 Гбит/с, 8 Гбайт);
- NVIDIA GeForce RTX 4070 (1920/2475 МГц, 21 Гбит/с, 12 Гбайт).
Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота GPU согласно спецификациям каждого устройства.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон
В силу того, что BMG-G21 производится по более тонкой норме, чем графические процессоры линейки Alchemist, бюджет мощности Arc B580 составляет 197 Вт против 238 Вт у Arc A770. Тем не менее, новинка выгодно смотрится лишь на фоне Radeon RX 7600 XT, а главные из «зеленых» конкурентов (GeForce RTX 4060 и RTX 4060 Ti) довольствуются заметно меньшим энергетическим пайком. Не исчезла и свойственная Arc A770 проблема высокой мощности при условно бездействующем GPU — в данном случае 36 Вт.
Зато кристалл BMG-G21 работает на тактовой частоте 2,85 ГГц, чем превосходит не только ACM-G10, но и GPU других производителей.
Рабочие параметры под нагрузкой (Cyberpunk 2077) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Видеокарта | Настройки | Тактовая частота GPU, МГц (шейдерный домен) | Тактовая частота GPU, МГц (front-end) | Напряжение питания GPU, В | Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) | Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.) | |||
Средн. | Макс. | Средн. | Макс. | Средн. | Макс. | Средн. | Средн. | ||
Intel Arc B580 Limited Edition (1700/2670 МГц, 19 Гбит/с, 12 Гбайт) | 2850 | 2850 | Н/Д | Н/Д | 1,00 | 1,00 | 1476 | 1549 | |
Intel Arc B580 Limited Edition (+200 МГц, 20,5 Гбит/с, 12 Гбайт) | +20% TDP | 3050 | 3050 | Н/Д | Н/Д | 1,01 | 1,01 | 1581 | 1635 |
Intel Arc A770 Limited Edition (2100/2400 МГц, 17,5 Гбит/с, 16 Гбайт) | 2400 | 2400 | Н/Д | Н/Д | 1,02 | 1,02 | 1732 | Н/Д | |
Acer Nitro Radeon RX 7600 XT OC (2029/2810 МГц, 18 Гбит/с, 16 Гбайт) | 2705 | 2757 | 2666 | 2675 | 1,13 | 1,15 | 1648 (28%) | Н/Д | |
SAPPHIRE PULSE Radeon RX 7700 XT (1700/2544 МГц, 18 Гбит/с, 12 Гбайт) | 2463 | 2497 | 2634 | 2642 | 0,99 | 0,99 | 1219 (28%) | Н/Д | |
Palit GeForce RTX 4060 Dual (1830/2460 МГц, 17 Гбит/с, 8 Гбайт) | 2693 | 2745 | Н/Д | Н/Д | 1,03 | 1,07 | 1652 (40%) | Н/Д | |
GIGABYTE GeForce RTX 4060 Ti EAGLE OC (2310/2550 МГц, 18 Гбит/с, 8 Гбайт) | Silent BIOS | 2655 | 2670 | Н/Д | Н/Д | 1,07 | 1,08 | 1443 (59%) | 1443 (59%) |
Gainward GeForce RTX 4070 Ghost (1920/2475 МГц, 21 Гбит/с, 12 Гбайт) | 2695 | 2715 | Н/Д | Н/Д | 1,05 | 1,07 | 1595 (40%) | 1595 (40%) |
Система охлаждения Arc B580 Limited Edition удерживает температуру графического процессора и чипов видеопамяти в комфортных пределах 71 и 82 °С соответственно, а уровень шума оказался ниже, чем у большинства соперничающих устройств.
Intel представила новый интерфейс для мониторинга и настройки рабочих параметров видеокарты, который, среди прочего, открыл доступ к разгону VRAM (правда только на платах поколения Battlemage). В свою очередь, оверклокинг GPU теперь выражается в мегагерцах, а не абстрактных пунктах, и может быть выполнен путем тонкой настройки кривой питающего напряжения и частоты.
Но, уже по традиции Intel, программное обеспечение не лишено багов. В частности, если запущена панель управления GPU, процесс WMI Provider Host (ответственный за мониторинг железа в Windows) вызывает постоянную нагрузку на центральный процессор. В системе с Ryzen 9 7950X3D она не превышает 2 %, но этого достаточно, чтобы заметно выросла температура одного из ядер CPU в бездействии и, как следствие, подскочили обороты системы охлаждения с чувствительными настройками. К счастью, проблема лечится выгрузкой или удалением приложения Intel Graphics Software.
Основным фактором, который ограничивает разгон Arc B580 Limited Edition, является резерв мощности GPU, поэтому мы нашли бесполезной возможность повысить его питающее напряжение. Благо простое увеличение TDP кристалла до максимальных 120 % позволило нарастить целевую частоту на 200 МГц. Более высокие значения уже теряются под реальной игровой нагрузкой. VRAM сохраняет стабильность при пропускной способности 20,5 вместо изначальных 19 Гбит/с. Учитывая, что Arc B580 комплектуется чипами GDDR6 с номиналом 20 Гбит/с, мы рассчитывали на лучший результат, но и на том спасибо.
Полное энергопотребление разогнанной видеокарты достигло 238 Вт, что не привело к заметному росту температуры компонентов, но отразилось на уровне шума (особенно в условиях стресс-теста).
⇡#Игровые тесты (1920 × 1080)
Открывая новый сезон обзоров, мы внесли изменения в состав игровых тестов и настройки некоторых тайтлов. Бенчмарки Cyberpunk 2077 без трассировки лучей теперь выполняются с высшим качеством всех аспектов графики — включая опцию Screen Space Reflections, которая раньше была установлена на одну ступень ниже максимума. К растеризованным играм присоединилась Horizon Zero Dawn Remastered как образец умеренной нагрузки, а Watch Dogs Legion выбыла из списка, в том числе и при использовании трассировки лучей.
Arc B580 позиционируется как видеокарта для игр в режиме 1440p, а при разрешении 1080p обеспечивает кофмортный фреймрейт от 60 FPS в большинстве тайтлов, но с ожидаемыми исключениями — такими, как Alan Wake 2 и Black Myth: Wukong.
1920 × 1080 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | 45 / 49 | 42 / 46 | 54 / 57 | 77 / 80 | 45 / 50 | 60 / 64 | 80 / 85 |
Black Myth: Wukong | 18 / 24 | 19 / 24 | 19 / 22 | 30 / 36 | 24 / 27 | 30 / 34 | 38 / 44 |
Cyberpunk 2077 | 65 / 75 | 58 / 65 | 60 / 70 | 80 / 95 | 47 / 55 | 56 / 65 | 76 / 88 |
F1 23 | 141 / 183 | 134 / 163 | 142 / 176 | 138 / 241 | 140 / 164 | 166 / 202 | 211 / 255 |
Hogwarts Legacy | 83 / 91 | 76 / 82 | 72 / 81 | 99 / 113 | 68 / 77 | 83 / 93 | 115 / 127 |
Horizon Zero Dawn Remastered | 78 / 98 | 56 / 67 | 73 / 87 | 104 / 124 | 63 / 81 | 73 / 94 | 122 / 147 |
Metro Exodus | 29 / 55 | 38 / 65 | 36 / 59 | 48 / 80 | 34 / 58 | 41 / 70 | 56 / 95 |
Red Dead Redemption 2 | 62 / 67 | 49 / 54 | 46 / 51 | 65 / 71 | 49 / 52 | 57 / 63 | 79 / 83 |
Returnal | 53 / 98 | 53 / 79 | 53 / 85 | 68 / 117 | 55 / 83 | 62 / 93 | 82 / 124 |
Total War: WARHAMMER III | 47 / 60 | 46 / 55 | 41 / 51 | 42 / 58 | 38 / 48 | 44 / 56 | 63 / 80 |
Макс. | +18% | +16% | +63% | +13% | +42% | +83% | |
Средн. | −10% | −7% | +29% | −11% | +8% | +46% | |
Мин. | −32% | −24% | −3% | −27% | −13% | +17% |
По сравнению с Arc A770 новинка обеспечивает в среднем 11 % бонусного фреймрейта и уступает модели прошлого поколения только в Metro Exodus. Arc B580 также превосходит Radeon RX 7600 XT, а в сравнении с «зелеными» ускорителями занимает промежуточное положение между GeForce RTX 4060 и 8-гигабайтной разновидностью GeForce RTX 4060 Ti. В свою очередь, Radeon RX 7700 XT и, тем более, GeForce RTX 4070 располагают принципиально большей вычислительной мощностью, которая способна пробить планку 60 FPS в ряде сложных бенчмарков.
⇡#Игровые тесты (2560 × 1440)
Arc B580 развивает кадровую частоту выше 60 FPS только в половине растеризованных игр при разрешении 1440p.
2560 × 1440 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | 31 / 33 | 31 / 34 | 37 / 39 | 53 / 55 | 32 / 35 | 36 / 44 | 57 / 60 |
Black Myth: Wukong | 15 / 18 | 15 / 18 | 14 / 17 | 24 / 27 | 17 / 20 | 22 / 25 | 29 / 33 |
Cyberpunk 2077 | 41 / 47 | 37 / 42 | 35 / 39 | 49 / 56 | 26 / 31 | 31 / 36 | 40 / 48 |
F1 23 | 110 / 133 | 106 / 124 | 108 / 126 | 159 / 192 | 100 / 114 | 125 / 143 | 165 / 191 |
Hogwarts Legacy | 57 / 66 | 53 / 59 | 48 / 56 | 71 / 81 | 46 / 53 | 56 / 64 | 75 / 86 |
Horizon Zero Dawn Remastered | 58 / 74 | 43 / 51 | 53 / 63 | 79 / 92 | 44 / 57 | 48 / 66 | 95 / 111 |
Metro Exodus | 27 / 49 | 35 / 55 | 31 / 48 | 42 / 66 | 29 / 47 | 36 / 58 | 48 / 78 |
Red Dead Redemption 2 | 52 / 57 | 42 / 46 | 41 / 44 | 55 / 60 | 40 / 43 | 49 / 53 | 65 / 70 |
Returnal | 45 / 74 | 43 / 62 | 41 / 61 | 56 / 90 | 41 / 60 | 48 / 68 | 58 / 90 |
Total War: WARHAMMER III | 33 / 42 | 32 / 39 | 28 / 35 | 39 / 49 | 27 / 34 | 31 / 40 | 44 / 57 |
Макс. | +12% | +18% | +67% | +11% | +39% | +83% | |
Средн. | −9% | −10% | +31% | −14% | +4% | +43% | |
Мин. | −31% | −23% | +5% | −34% | −23% | +2% |
Как бы то ни было, преимущество новинки перед слабейшими из конкурентов — Radeon RX 7600 XT и GeForce RTX 4060 — увечилось на несколько процентных пунктов. По усредненным результатам Arc B580 наступает на пятки GeForce RTX 4060 Ti и могла бы стать лидером своей категории, если бы не игры, с которыми новый интеловский GPU справляется из рук вон плохо (Alan Wake 2 и Black Myth: Wukong).
По той же причине сократилась дистанция между Arc B580 и Arc A770. Наконец, высокая производительность Radeon RX 7700 XT и GeForce RTX 4070 приобретает качественный характер в режиме 1440p, обеспечивая средний фреймрейт выше или, по меньшей мере, на грани 60 FPS в подавляющем большинстве тайтлов.
⇡#Игровые тесты (3840 × 2160)
В режиме 4К Arc B580 позволяет рассчитывать лишь на компромиссную кадровую частоту от 30 FPS, если речь не идет о таких простых играх, как F1 23.
3840 × 2160 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | 15 / 17 | 18 / 20 | 20 / 21 | 27 / 29 | 16 / 18 | 18 / 22 | 30 / 33 |
Black Myth: Wukong | 9 / 11 | 9 / 11 | 9 / 10 | 14 / 16 | 9 / 10 | 9 / 10 | 17 / 20 |
Cyberpunk 2077 | 17 / 21 | 17 / 20 | 13 / 15 | 19 / 22 | 9 / 11 | 12 / 15 | 14 / 16 |
F1 23 | 68 / 78 | 61 / 70 | 61 / 69 | 93 / 105 | 54 / 60 | 67 / 75 | 94 / 105 |
Hogwarts Legacy | 34 / 40 | 29 / 33 | 24 / 30 | 37 / 44 | 26 / 29 | 31 / 36 | 41 / 47 |
Horizon Zero Dawn Remastered | 19 / 37 | 25 / 30 | 29 / 34 | 44 / 52 | 27 / 33 | 30 / 38 | 54 / 63 |
Metro Exodus | 22 / 37 | 25 / 38 | 21 / 31 | 30 / 45 | 21 / 31 | 26 / 39 | 35 / 52 |
Red Dead Redemption 2 | 37 / 40 | 30 / 32 | 27 / 29 | 38 / 42 | 26 / 29 | 32 / 35 | 43 / 48 |
Returnal | 31 / 44 | 26 / 37 | 21 / 33 | 31 / 50 | 23 / 33 | 27 / 38 | 40 / 55 |
Total War: WARHAMMER III | 18 / 24 | 16 / 21 | 14 / 19 | 21 / 28 | 15 / 19 | 16 / 22 | 25 / 33 |
Макс. | +18% | +24% | +71% | +6% | +29% | +94% | |
Средн. | −8% | −15% | +26% | −20% | −5% | +40% | |
Мин. | −20% | −29% | +5% | −48% | −29% | −24% |
Несмотря на меньший объем и 192-битную шину VRAM, Arc B580 превосходит Arc A770 даже при разрешении 2160p, а позиции новинки в сравнении с другими конкурирующими видеокартами укрепились на несколько процентов. В частности, модификация GeForce RTX 4060 Ti с 8 Гбайт видеопамяти утратила лидерство и отстает от Arc B580.
⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей
В тестах с рейтрейсингом мы увеличили качество графики и, следовательно, требования Cyberpunk 2077 за счет трассировки путей, которая также используется в Alan Wake 2 и Black Myth: Wukong. Под такой нагрузкой лишь флагманские видеокарты могут рассчитывать на высокую кадровую частоту при нативном разрешении экрана. Однако большинство игр сегодня предлагают тот или иной метод апскейлинга, включая генерацию кадров, что делает трассировку путей жизнеспособной технологией даже на относительно слабом железе.
1920 × 1080 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | 22 / 24 | 18 / 19 | 14 / 16 | 24 / 27 | 6 / 7 | 6 / 7 | 41 / 44 |
Black Myth: Wukong | 6 / 9 | 6 / 9 | 3 / 4 | 5 / 8 | 14 / 17 | 17 / 20 | 26 / 31 |
Cyberpunk 2077 | 12 / 16 | 12 / 14 | 8 / 9 | 14 / 17 | 16 / 20 | 20 / 26 | 27 / 35 |
F1 23 | 46 / 68 | 49 / 62 | 28 / 44 | 44 / 70 | 48 / 59 | 62 / 76 | 80 / 98 |
Hogwarts Legacy | 46 / 52 | 39 / 47 | 28 / 35 | 45 / 55 | 41 / 48 | 50 / 60 | 66 / 82 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 26 / 42 | 34 / 51 | 30 / 42 | 42 / 61 | 29 / 42 | 35 / 55 | 47 / 73 |
Returnal | 46 / 77 | 44 / 64 | 40 / 56 | 55 / 79 | 44 / 67 | 51 / 80 | 69 / 105 |
Макс. | +21% | 0% | +45% | +89% | +122% | +244% | |
Средн. | −7% | −33% | +9% | +1% | +25% | +94% | |
Мин. | −21% | −56% | −11% | −71% | −71% | +36% |
2560 × 1440 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | 12 / 16 | 11 / 12 | 8 / 10 | 14 / 17 | 3 / 4 | 3 / 4 | 27 / 29 |
Black Myth: Wukong | 4 / 5 | 3 / 5 | 2 / 2 | 3 / 5 | 5 / 7 | 7 / 9 | 16 / 19 |
Cyberpunk 2077 | 8 / 10 | 7 / 8 | 4 / 5 | 8 / 10 | 8 / 10 | 10 / 13 | 17 / 21 |
F1 23 | 30 / 43 | 30 / 39 | 16 / 26 | 27 / 43 | 29 / 35 | 38 / 47 | 51 / 61 |
Hogwarts Legacy | 31 / 35 | 28 / 33 | 18 / 22 | 31 / 37 | 26 / 32 | 31 / 39 | 43 / 54 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 23 / 34 | 28 / 39 | 23 / 30 | 33 / 45 | 22 / 30 | 29 / 41 | 39 / 55 |
Returnal | 37 / 55 | 34 / 47 | 26 / 39 | 36 / 57 | 32 / 46 | 37 / 56 | 48 / 73 |
Макс. | +15% | −12% | +32% | +40% | +80% | +280% | |
Средн. | −9% | −38% | +7% | −13% | +11% | +95% | |
Мин. | −25% | −60% | 0% | −75% | −75% | +33% |
3840 × 2160 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | Н/Д | 5 / 6 | 1 / 1 | 2 / 3 | 1 / 2 | 1 / 2 | 2 / 3 |
Black Myth: Wukong | 0 / 1 | 1 / 2 | Н/Д | Н/Д | 1 / 2 | 1 / 2 | 6 / 8 |
Cyberpunk 2077 | 1 / 2 | 3 / 4 | 2 / 3 | 2 / 3 | 0 / 1 | 0 / 1 | 7 / 9 |
F1 23 | 14 / 21 | 13 / 18 | 7 / 12 | 12 / 20 | 11 / 15 | 16 / 19 | 24 / 29 |
Hogwarts Legacy | 15 / 18 | 13 / 16 | 8 / 11 | 15 / 19 | 14 / 17 | 17 / 21 | 22 / 29 |
Metro Exodus Enchanced Edition | 16 / 22 | 18 / 23 | 12 / 15 | 20 / 25 | 10 / 16 | 16 / 22 | 23 / 31 |
Returnal | 23 / 31 | 19 / 26 | 15 / 21 | 21 / 32 | 11 / 23 | 12 / 26 | 30 / 40 |
Макс. | +100% | +50% | +50% | +100% | +100% | +700% | |
Средн. | +27% | −19% | +14% | −6% | +7% | +203% | |
Мин. | −16% | −43% | −5% | −50% | −50% | +29% |
Без апскейлинга Arc B570, как и другие ускорители средней категории, обеспечивает комфортный фреймрейт от 60 FPS только в избранных тайтлах и при разрешении не больше 1080p. Вместе с тем, новинка на голову превосходит Radeon RX 7600 XT и ненамного отстает от Radeon RX 7700 XT при разрешении 1080p или 1440p, когда играм еще хватает 12 Гбайт видеопамяти. По той же причине преимущество Arc B570 перед Arc A770 сохраняется при разрешении вплоть до 1440p.
В свою очередь, GeForce RTX 4060 с RTX 4060 Ti не могут работать в полную силу из-за дефицита VRAM даже в режиме 1080p. Если сделать поправку на этот фактор, младшая модель NVIDIA отстает от Arc B570 в гибридном рендеринге, но имеет большое преимущество в трассировке путей. Наконец, GeForce RTX 4070 по усредненной оценке превосходит Arc B570 в 2–3 раза, что связано, главным образом, с недосягаемыми результатами в условиях полного рейтрейсинга.
⇡#Игровые тесты с трассировкой лучей и масштабированием кадров
Начиная с обзора Arc B580, мы будем активировать DLSS Ray Reconstruction в играх, которые поддерживают эту функцию (Alan Wake 2 и Cyberpunk 2077), но только в сочетании с генерацией кадров, чтобы продемонстрировать максимальное быстродействие устройств NVIDIA. Основой для сравнения видеокарт остаются тесты с базовым апскейлингом, предпочтительно по собственной технологии того или иного производителя: DLSS для чипов NVIDIA, FSR для AMD и XeSS для Intel. Кроме того, мы обнаружили, что активация DLSS в Alan Wake 2 при определенных условиях не оказывает ожидаемого влияния на кадровую частоту. В новых бенчмарках «зеленых» ускорителей эта проблема решена.
1920 × 1080 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Масштабирование | Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | DLSS/FSR | 42 / 45 | 32 / 34 | 28 / 29 | 40 / 46 | 44 / 48 | 50 / 57 | 72 / 77 |
Black Myth: Wukong | DLSS/FSR/XeSS | 15 / 21 | 14 / 19 | 8 / 11 | 14 / 19 | 30 / 37 | 37 / 45 | 51 / 62 |
Cyberpunk 2077 | DLSS/FSR/XeSS | 37 / 45 | 34 / 37 | 19 / 22 | 33 / 39 | 40 / 47 | 43 / 53 | 66 / 76 |
F1 23 | DLSS/FSR/XeSS | 78 / 122 | 92 / 113 | 57 / 85 | 82 / 126 | 89 / 110 | 96 / 138 | 111 / 177 |
Hogwarts Legacy | DLSS/FSR/XeSS | 73 / 87 | 84 / 96 | 67 / 82 | 100 / 114 | 87 / 103 | 118 / 138 | 145 / 169 |
Metro Exodus Enchanced Edition | DLSS | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 36 / 59 | 44 / 73 | 56 / 98 |
Returnal | DLSS/FSR/XeSS | 62 / 109 | 59 / 83 | 56 / 83 | 73 / 108 | 66 / 97 | 70 / 111 | 93 / 140 |
Макс. | +10% | −6% | +31% | +76% | +114% | +195% | ||
Средн. | −12% | −32% | +2% | +14% | +39% | +84% | ||
Мин. | −24% | −51% | −13% | −11% | +2% | +28% |
2560 × 1440 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Масштабирование | Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | DLSS/FSR | 29 / 32 | 23 / 25 | 19 / 21 | 24 / 33 | 9 / 10 | 9 / 11 | 54 / 58 |
Black Myth: Wukong | DLSS/FSR/XeSS | 10 / 14 | 9 / 13 | 5 / 7 | 9 / 12 | 20 / 25 | 25 / 30 | 36 / 44 |
Cyberpunk 2077 | DLSS/FSR/XeSS | 24 / 30 | 23 / 25 | 12 / 14 | 21 / 24 | 24 / 29 | 28 / 34 | 44 / 51 |
F1 23 | DLSS/FSR/XeSS | 60 / 85 | 65 / 80 | 37 / 56 | 59 / 88 | 61 / 74 | 77 / 96 | 99 / 126 |
Hogwarts Legacy | DLSS/FSR/XeSS | 52 / 63 | 57 / 68 | 44 / 53 | 67 / 80 | 65 / 79 | 75 / 93 | 103 / 124 |
Metro Exodus Enchanced Edition | DLSS | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 31 / 49 | 40 / 61 | 52 / 82 |
Returnal | DLSS/FSR/XeSS | 53 / 85 | 45 / 69 | 47 / 67 | 59 / 91 | 53 / 75 | 59 / 89 | 78 / 114 |
Макс. | +8% | −16% | +27% | +79% | +114% | +214% | ||
Средн. | −10% | −35% | +1% | +1% | +21% | +91% | ||
Мин. | −22% | −53% | −20% | −69% | −66% | +34% |
3840 × 2160 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Масштабирование | Intel Arc B580 | Intel Arc A770 | AMD Radeon RX 7600 XT | AMD Radeon RX 7700 XT | NVIDIA GeForce RTX 4060 | NVIDIA GeForce RTX 4060 Ti | NVIDIA GeForce RTX 4070 | |
Alan Wake 2 | DLSS/FSR | 13 / 17 | 12 / 14 | 9 / 11 | 13 / 15 | 4 / 5 | 4 / 5 | 30 / 33 |
Black Myth: Wukong | DLSS/FSR/XeSS | 5 / 7 | 5 / 7 | 2 / 3 | 4 / 6 | 10 / 12 | 9 / 12 | 20 / 25 |
Cyberpunk 2077 | DLSS/FSR/XeSS | 12 / 15 | 11 / 13 | 5 / 7 | 10 / 12 | 11 / 13 | 16 / 18 | 22 / 25 |
F1 23 | DLSS/FSR/XeSS | 32 / 46 | 33 / 42 | 18 / 28 | 30 / 46 | 30 / 36 | 40 / 47 | 54 / 65 |
Hogwarts Legacy | DLSS/FSR/XeSS | 36 / 41 | 32 / 39 | 22 / 27 | 36 / 43 | 33 / 39 | 43 / 50 | 54 / 67 |
Metro Exodus Enchanced Edition | DLSS | Н/Д | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 23 / 32 | 29 / 41 | 40 / 56 |
Returnal | DLSS/FSR/XeSS | 38 / 52 | 35 / 47 | 30 / 42 | 43 / 61 | 34 / 45 | 39 / 54 | 42 / 72 |
Макс. | 0% | −19% | +17% | +71% | +71% | +257% | ||
Средн. | −9% | −40% | −4% | −9% | +8% | +94% | ||
Мин. | −18% | −57% | −20% | −71% | −71% | +38% |
Благодаря апскейлингу с коэффициентом Balanced новинка Intel развивает фреймрейт от 60 FPS в играх с гибридным рендерингом при разрешении вплоть до 1440p, а среди соперничающих видеокарт ближайшим аналогом Arc B580 является Radeon RX 7700 XT. У Radeon RX 7600 XT по-прежнему нет шансов в борьбе с Arc B580, а GeForce RTX 4060 и RTX 4060 Ti, несмотря на более мощную логику трассировки лучей, теряют позиции при переходе от 1080p к 1440p из-за дефицита объема видеопамяти. GeForce RTX 4070, напротив, сохраняет практически двукратное преимущество перед Arc B580.
⇡#Игровые тесты в разгоне
Оверклокинг Intel B580 привел к росту кадровой частоты в среднем на 9 % при разрешении 4К без трассировки лучей.
⇡#Тесты в рабочих приложениях
Хотя Arc B580 уверенно превосходит Arc A770 в играх, того же нельзя сказать обо всех рабочих приложениях. Как ни крути, сырая производительность GPU у Arc A770 выше, и это отражается на времени рендеринга в Blender. Здесь Arc B570 не дотягивает даже до Radeon RX 7600 XT, да и аппаратная трассировка лучей с помощью Embree on GPU обеспечивает весьма скромный прирост скорости.
В Premiere Pro среди двух интеловских видеокарт также лидирует старая модель, но на этот раз дистанция между ними невелика. В ряде субтестов оба ускорителя могут поспорить с более дорогостоящими устройствами конкурентов — GeForce RTX 4070 или Radeon RX 7700 XT.
По скорости работы с различными форматами видео в DaVinci Resolve новинка опережает Arc A770 и GeForce RTX 4060 Ti, однако уступает Radeon RX 7600 XT.
В бенчмарке GPU-эффектов DaVinci Resolve Arc B580 снова пропустила вперед Arc A770, но также превосходит и Radeon RX 7600 XT, и GeForce RTX 4060 Ti.
Наконец, благодаря Arc B580 видеокарты Intel в CAD-приложениях поднялись с самого дна до уровня GeForce RTX 4060 (Ti).
⇡#Кодирование/декодирование видео
Пропускная способность аппаратного декодера распространенных форматов видео заметно увеличилась по сравнению с Arc A770 (особенно при разрешении ниже 8К). При многих комбинациях формата и разрешения Arc B580 стала безоговорочным лидером в этой категории задач.
Интеловский кодировщик также заметно прибавил в быстродействии. По скорости кодирования H.264 новинку можно сравнить с решениями AMD, а в работе с HEVC и AV1 она уступает только старшим моделями GeForce 40-й серии (начиная с RTX 4070 Ti).
⇡#Производительность на ватт
Начиная с обзора Arc B580, мы будем использовать новый метод расчета удельной производительности — как в растеризации, так и в трассировке лучей без апскейлинга — на основе полного бюджета мощности видеокарты вместо энергопотребления в одной игре (Cyberpunk 2077). Такой подход несколько снижает абсолютные величины энергоэффективности в растеризованных играх, которые обычно не способны полностью загрузить современный GPU. Но, к счастью, нас интересуют только относительные оценки, а все видеокарты находятся в одинаковых тестовых условиях.
Производитель | Intel | AMD | NVIDIA | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Arc B580 | Arc A770 | Radeon RX 7600 XT | Radeon RX 7700 XT | GeForce RTX 4060 | GeForce RTX 4060 Ti | GeForce RTX 4070 |
Графический процессор | BMG-G21 | ACM-G10 | Navi 33 XL | Navi 32 XL | AD106 | AD106 | AD104 |
Микроархитектура | Xe-HPG | Xe2 | RDNA 3 | RDNA 3 | Ada Lovelace | Ada Lovelace | Ada Lovelace |
Техпроцесс, нм | TSMC N5 | TSMC N6 | TSMC N6 | TSMC N5/N6 | TSMC 4N | TSMC 4N | TSMC 4N |
Средняя потребляемая мощность (FurMark), Вт | 197 | 230 | 214 | 235 | 131 | 157 | 198 |
Производительность/Вт (без трассировки лучей) | 100% | −22% | −17% | +10% | +29% | +31% | +42% |
Производительность/Вт (с трассировкой лучей) | 100% | −19% | −43% | −10% | +46% | +58% | +96% |
В случае Arc B580 мы использовали результаты бенчмарков при разрешении 1440p с целью минимизировать влияние объема VRAM, но из перечня тайтлов с рейтрейсингом все равно пришлось исключить Alan Wake 2, который расходует больше 8 Гбайт видеопамяти даже в режиме 1080p.
Если взять за точку отсчета Arc A770, энергоэффективность кремния Intel увеличилась на 24–28 %, что можно считать превосходным результатом. Герой обзора намного превосходит по удельному быстродействию Radeon RX 7600 XT, а вот умеренное преимущество перед Radeon RX 7700 XT в трассированных играх компенсируется отставанием в растеризации. Наконец, все решения NVIDIA находятся на недосягаемом для Arc B580 уровне энергоэффективности.
⇡#Сводные результаты игровых тестов без трассировки лучей
⇡#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей
⇡#Сводные результаты игровых тестов с трассировкой лучей и масштабированием кадров
⇡#Выводы
Такую ситуацию нельзя было вообразить еще год назад, но сегодня из всех новинок Intel единственным безоговорочно удачным продуктом оказалась видеокарта. В этот раз компания все сделала правильно как с технической, так и с маркетинговой точки зрения.
Реформа архитектуры интеловских GPU оказалась настолько плодотворной, что, если взять за точку отсчета Arc A770, соотношение между реальной игровой производительностью и теоретическими гигафлопсами подскочило на величину, близкую к 60 %. Уже и не вспомнить, когда в последний раз графические процессоры совершали такой рывок (хотя, справедливости ради, он говорит не только и не столько о совершенстве логики Xe2, сколько об изъянах старой Xe-HPG). По абсолютным оценкам фреймрейта Arc B580 ненамного опережает старшую модель прошлого поколения, но характеристики видеокарты больше не выглядят абсурдно на фоне других решений средней категории.
А главное, даже в условиях дефицита (надеемся, временного) и завышенных цен Arc B580 сулит лучшее быстродействие на рубль, чем ее ближайшие соперники. Герой обзора одновременно быстрее и дешевле Radeon RX 7600 XT и чуть дороже GeForce RTX 4060, но у последнего нет никакого запаса VRAM для будущих игр. GeForce RTX 4060 Ti, с другой стороны, имеет выраженное преимущество перед Arc B580 в рейтрейсинге, однако и стоит непропорционально больше (особенно версия с 16 Гбайт видеопамяти).
Благодаря вездесущим методам апскейлинга (среди которых теперь есть XeSS с генерацией кадров) Arc B580 обеспечивает комфортный фреймрейт в трассированных играх при разрешении 1080p или 1440p — на уровне «красного» Radeon RX 7700 XT. Наконец, отметим превосходное быстродействие аппаратного видеокодека и достойные результаты ускорителя в ряде творческих задач.
NVIDIA и AMD рано или поздно обновят собственные предложения среднего уровня, поэтому говорить о триумфе серии Arc в рамках нового поколения GPU преждевременно. Intel всего лишь наверстала огромное отставание от конкурентов. Как бы то ни было, в текущих обстоятельствах Arc B580 полностью заслуживает награду «лучшая покупка».
Что касается референсной видеокарты Limited Edition, то, несмотря на заметные подвижки в энергоэффективности, интеловские GPU по-прежнему расходуют аномально высокую мощность без существенной нагрузки. Как следствие, пассивный режим охлаждения фактически отсутствует, но это единственное, к чему можно придраться. Конструкция избавилась от нелепых элементов, свойственных Arc A750/770 Limited Edition, ускоритель работает тихо и неплохо разгоняется — в частности благодаря тому, что теперь возможно управление частотой VRAM.