В 2024 году резко выросло количество обращений российских медиахолдингов-правообладателей по поводу блокировки в выдаче поисковиков ссылок на пиратский контент, пишет «Коммерсантъ».

Российские медиа объявили войну пиратам: число заблокированных ссылок в поисковиках удвоилось за год

Как сообщила «Коммерсанту» компания «Яндекс», число ссылок на сайты и страницы с пиратским контентом, которые российские правообладатели внесли в реестр в рамках антипиратского меморандума, в 2024 году составило 180 млн, более чем вдвое превысив показатель 2023 года в размере 89 млн ссылок. В 2022 году в реестр было внесено 76,5 млн ссылок, а с начала действия меморандума в 2018 году до марта 2021 года «Яндекс» добавила в реестр 15 млн ссылок на пиратский контент.

Антипиратский меморандум был подписан поисковиками «Яндекс», Mail.ru, Rambler и правообладателями в РФ, включая производителей видеоконтента, 1 ноября 2018 года. Согласно документу, интернет-платформы обязаны удалять из выдачи ссылки на пиратские ресурсы во внесудебном порядке.

В сентябре 2023 года Роскомнадзор сообщил о присоединении к меморандуму книжной и музыкальной отраслей. Впрочем, как утверждают издательства, включение в реестр пока не принесло ожидаемых результатов, поскольку он разрабатывался исключительно для нужд кинокомпаний.

В «Газпром-медиа холдинге» (ГПМХ, включает телеканалы НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница!» и др.) рассказали, что в прошлом году инициировали блокировку около 17,4 тыс. сайтов. В частности, из выдачи «Яндекса» по его запросу было удалено более 6,2 млн ссылок, из выдачи Google — около 5 млн ссылок, что превышает показатель 2023 года на 17 %. Наибольшей популярностью у пиратов пользовались такие проекты, как «Жвачка», «Плевако», «Фарма», «Жуки», «Прелесть», «Красный 5», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Бременские музыканты», «Сто лет тому вперед».

В свою очередь, в «Национальной медиа группе» направили примерно на 60 % больше запросов, чем в 2023 году, на блокировку пиратского контента, включая такие проекты, как «Трудные подростки», «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Библиотекарь», «Плакса».

Также в 2024 году выросло число исков, в связи с нарушением авторских прав. Например, ГПМХ инициировал 904 судебных процесса, по 775 из них вынесены решения в пользу холдинга с возмещением ущерба в более чем 15,9 млн руб., что на 30 % больше, чем в 2023 году.

Большие суммы взысканий заставляют нарушителей идти с ГПМХ на контакт в поисках путей урегулирования конфликта, говорит директор департамента обеспечения защиты интеллектуальной собственности «ГПМ Цифровые инновации» Павел Русаков. «Например, в 2024 году мы провели успешные переговоры с администраторами нескольких пиратских сайтов, по итогам которых с площадок был удалён контент компаний ГПМХ», — сообщил он.

В Медиакоммуникационном союзе (объединяет телеком- и медиакомпании) связывают увеличение числа пиратских ссылок в реестре с ростом эффективности работы правообладателей по защите контента. При этом число охраняемых единиц контента не сильно выросло, утверждают источники на медиарынке. По данным «Индекса Кинопоиска Pro», российские онлайн-кинотеатры даже сократили в 2024 году число выпускаемых проектов на 25 %, с 201 до 151.

Как полагает источник «Коммерсанта», такой рост показателей можно объяснить только двумя факторами: или крупные российские правообладатели резко увеличили число ссылок на одну охраняемую единицу контента, или же иностранные правообладатели (Sony, Universal, Warner, Disney) отказались от правовой охраны своего контента.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *